3 схемы мошенничества, распространенные у продавцов розницы

Какие схемы мошенничества применяют ваши продавцы и как с ними бороться
Первая схема мошенничества
Возвраты по акции «три вещи по цене одной». Суть схемы. В магазине проходит акция «Купи две вещи, третью получи в подарок». Продавец предлагает покупателю, который уже выбрал необходимые вещи, поучаствовать в акции. Клиент соглашается, но часто, уже у кассы, передумывает и возвращает ненужные товары. Продавец делает возврат, однако подаренный товар забирает себе.
Как проверить сотрудников: Возможность такой схемы мошенничества связана с тем, что подарочные товары не учитываются в электронной системе магазина. Введя минимальный учет или ограничив число подарков, отслеживать нарушения станет проще. Лучшее решение для крупных компаний – внедрить одну из систем безопасности, сигнализирующих о нарушениях. Небольшие фирмы могут установить обычное видеонаблюдение.
Вторая распространенная схема мошенничества продавца – умалчивание о скидках
Суть этой схемы мошенничества в следующем. Продавец не информирует клиента о сезонных скидках и при оплате берет полную стоимость товара или услуги, разницу забирая себе. А программа лояльности работает только на бумаге или в уме руководителя. Это характерно для небольших предприятий бытового обслуживания.
Как проверить сотрудников: Оптимальный способ контроля в этом случае – «тайный покупатель». Проверку лучше устраивать несколько раз.
Схема три. «Быстрый кредит»
Мошенники размещают объявления наподобие «Кредит сразу» или «Кредит за 5 минут», на которые «ведутся» малоимущие, гастарбайтеры. Затем приходят с таким «клиентом» в торговую точку и оформляют документы на покупку техники в кредит (оформляющие, разумеется, в доле). «Покупатель» получает на руки 30–50% от суммы кредита и уходит, а мошенники реализуют товар через интернет-магазины. Чтобы был понятен возможный размер ущерба, возьмем, к примеру, холодильник ценой 30 тыс. руб. Если в торговую точку в течение месяца зашли три мошеннические группы по пять человек, убыток составит до 500 тыс. руб.
Как проверить сотрудников: Подобные мошеннические схемы популярны в мебельных центрах, магазинах бытовой техники и т. п. Выявить их сложно, в крупных сетях контроль ведется внутренней службой безопасности. Если же речь идет о небольшой фирме или торговой сети, то помогут превентивные меры. Во-первых, нужно тщательно подбирать сотрудников охраны, так как с ними обычно и вступают в сговор. Например, если в магазине установлены видеокамеры, в нужный момент можно с разрешения охраны сделать так, что они не зафиксируют подозрительных лиц. То же самое касается и продавцов: необходимы адекватные «входные проверки», то есть использование методик тестирования персонала на предмет склонности к мошенничеству. Во-вторых, раз в квартал нужно устраивать выборочные проверки нескольких карт с максимальным количеством покупок и анализировать транзакции.
Другие способы борьбы со схемами мошенничества
- Техническое ограничение количества начислений бонусных баллов в день (неделю). Часто кассиры, например, вместо того чтобы зачислить бонусы на карту клиента, начисляют их себе, а потом получают за них подарки.
- Временные ограничения между начислением и списанием баллов. Это тоже неплохой способ борьбы с вышеуказанной проблемой.
- Блокировка всех карт, число покупок по которым превышает определенный порог (зачастую это приводит к жалобам клиентов).
Михаил Савельев, Директор учебного центра «Информзащита», Москва
Источник: www.gd.ru/