Примерочная для онлайна

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzwiki

Интернет-магазин Wikimart открыл розничную точку в офлайне. Такой шаг — способ противостоять турбулентности на рынке виртуальной торговли

Купить что-нибудь, скажем, к осени-зиме в открывшемся магазине Wikimart корреспонденту «Эксперта» не удалось. Теплый трикотаж в ассортименте отсутствовал вообще, женская обувь была представлена исключительно резиновыми сапогами. Из зимней одежды в каталоге привлек внимание канадский пуховик, но на складе его не было. Оформить тут же доставку с другого склада оказалось невозможно. Услужливая девушка-консультант посоветовала воспользоваться обычным заказом с домашнего или мобильного компьютера с доставкой через два дня и заверила, что это временные технические трудности.

Как бы то ни было, произошло знаковое событие. Один из самых активных игроков онлайн-торговли Wikimart решил изменить модель бизнеса — из чистого интернет-ритейлера превратиться в мультиформатного. В центре Москвы, на Павелецкой, открылся первый торговый центр, работающий в формате, приближенном к обычной рознице: в торговом зале с продавцами-консультантами и примерочными можно через терминал сделать заказ, который, в теории, через пять минут тебе вынесут со склада. Это попытка преодолеть непростую ситуацию на рынке онлайн-торговли, переживающем период замедления роста и обострения конкуренции.

Беспокоят китайцы, и не только

Рынок e-commerce резко замедлился. Если в 2014-м он вырос в рублях на 37%, то в 2015-м специалисты ожидают прироста в 15–20%. При этом меняется конкурентная обстановка. В 2015 году в Россию пришли крупнейшие мировые интернет-ритейлеры, прежде всего гигант китайского происхождения Alibaba. Именно его считает основным конкурентом не только своей компании, но и всех российских игроков Андрей Кленин, гендиректор Wikimart. В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) главным преимуществом китайцев называют выгодные цены. К счастью, пока они проигрывают в сроках доставки — неделя и более. Директор по внешним связям и коммуникациям АКИТ Екатерина Шустер замечает: «Развиваться на нашем рынке китайским производителям будет непросто: им нужно будет обеспечить высокий уровень сервисного обслуживания, каналов сбыта, доставки».

Другой фактор, давящий на отечественных игроков интернет-ритейла, — неравные конкурентные условия для российских и зарубежных участников, связанные с налогообложением. Из-за этого, по данным АКИТ, рынок трансграничной торговли вырастет в 2015 году на 35–50%, а локальный снизится на 10–20%.

Колеблется и спрос потребителей. В том же Wikimart отмечают, что после рекордного числа покупок бытовой техники в конце прошлого года и начале нынешнего активность покупателей в этом сегменте сошла на нет. Зато в июле продажи товаров данной группы в магазине увеличились уже на 30% ко второму кварталу. Росли продажи одежды и обуви (в первом полугодии — на 20%), а средний чек по всем категориям увеличился на 15%. И это несмотря на то, что по некоторым позициям, таким как «аудио- и видеотехника», «спортивные товары» и «компьютерная техника», спрос сместился к более дешевым позициям. Правда, фототовары и товары для дома покупатели пока приобретают в той же ценовой нише, что и раньше. Эксперты компании «Юлмарт», крупнейшего отечественного интернет-торговца, отмечают: «Рынок в целом продолжает лихорадить: неустойчивость курса национальной валюты заставляет клиентов экономить, перераспределять доходы, искать более выгодное предложение».

Но при ближайшем рассмотрении рост продаж, который демонстрирует Wikimart, оказывается довольно скромным. В условиях кризиса, когда потребитель стремится найти оптимальный вариант соотношения цена—качество, вперед вырвались совсем небольшие интернет-магазины, которым легче быстро перестроить ассортимент, подлаживаясь под капризный спрос. Так, по данным портала товаров и услуг Tiu.ru, интегратора интернет-магазинов, у мелких продавцов, зарегистрированных на портале, продажи в 2014 году по сравнению с 2013-м выросли на 186%.

В такой обстановке многие игроки, стремящиеся закрепиться на долгое время на рынке e-commerce, ищут наиболее выигрышную стратегию развития. Наблюдатели отмечают, что некоторые крупные интернет-ритейлеры стали предлагать не свойственный им ранее ассортимент. Например, торговцы бытовой техникой вдруг начали продавать корм для домашних животных, явно рассчитывая, что покупатель будет удовлетворять максимум своих потребностей на их сайте, уйдя с других порталов. Так, в «Юлмарте» сейчас проводят интенсивную диверсификацию ассортимента, расширяя предложение наиболее перспективных с точки зрения стабильности спроса категорий — детских и автотоваров, фармацевтики, DIY. Некоторые как возможный вариант рассматривают мультиформатность — то есть развитие офлайновой розницы. А Wikimart, как видим, уже сделал реальный шаг в этом направлении. В компании рассчитывают, что офлайновая точка торговли будет приносить 120 млн рублей дополнительной выручки ежемесячно, что сопоставимо с суммой оборота (см. справку).

Магазин-склад

На первый взгляд Wikimart отказывается от одного из основных преимуществ интернет-магазина — отсутствия торговых площадей, за которые приходится платить аренду, что обеспечивает, по распространенному мнению, возможность поддерживать более низкие, чем в традиционной торговле, цены. Однако, как рассказал «Эксперту» Евгений Иванов, руководитель портала Tiu.ru, возможности выигрыша в цене для интернет-торговли не так уж велики, если рассматривать их с точки зрения текущих затрат:

— При покупке в офлайне покупатель принимает решение в магазине, и после совершения сделки продавец, как правило, не несет дополнительных затрат на обслуживание. Путь покупки в онлайне начинается с поиска подходящего интернет-магазина, выбора товара, заявки. Далее оператор интернет-магазина связывается с покупателем, уточняет детали по заказу (оплата, доставка), подтверждает, что заказан именно тот товар, который хотел клиент. Формируется заявка в логистический отдел. Начинается процесс доставки товара покупателю. Для типичного интернет-предпринимателя затраты на процессинг заказа могут быть примерно такие: расходы на менеджера интернет-магазина, логистика — забрать товар со склада поставщика, привезти на миксировочный склад, перепаковать (перевалка груза), отправить с курьером клиенту. Все эти затраты изначально покрываются продавцом, так как оплата на сайте малопопулярна, клиенты предпочитают оплачивать товар, после того как увидят его. Нужно еще учесть, что достаточно высок процент незавершенных сделок. Причины разные: товар временно отсутствует у поставщика; клиент передумал и отказался, пока осуществлялась доставка; отказ в момент передачи товара; в конце концов, курьер не встретился с покупателем. Страховка от потерь на каждом этапе повышает операционные затраты ритейлера. Отдельно стоит сказать про привлечение покупателя на сайт. Ведь в настоящий момент все каналы привлечения перегреты по стоимости. Существенны затраты на создание сайта и техническое обслуживание, наполнение ассортиментом. Таким образом, у интернет-магазина очень много специфических статей затрат, присущих только онлайн-бизнесу.

Так что с точки зрения операционной затраты офлайна и онлайна уравновешиваются. Что же касается недвижимости, то с расширением дела у интернет-ритейлеров неизбежно возникает потребность в складских помещениях. «Ни один интернет-магазин не может обойтись без складских операций. Просто маленькие магазины отдают их на аутсорсинг. А крупным магазинам выгоднее управлять складскими площадями самостоятельно», — говорит Андрей Кленин. «Сейчас все больше интернет-игроков понимают, что собственная система логистики — залог успеха на рынке. Современный покупатель, оформляя покупку в интернет-магазине, хочет быть уверен, что получит ее в короткий срок, в удобном для него месте», — подтверждают специалисты «Юлмарта».

И собственно, открывшийся торговый центр Wikimart, занимающий 12 тыс. кв. м, — это в первую очередь склад. Его решили организовать в центре Москвы, чтобы сократить расходы на доставку, а также ускорить ее и сделать более удобной для москвичей. Предполагается, что здесь будет содержаться, хотя бы первоначально, 10 тыс. наименований 73 категорий (мебель, одежда, ювелирные украшения, электроника, детские товары и проч.). А офлайн-магазин — это как бы приложение к складу. Такое сочетание, по мнению экспертов, разумно и может быть выгодным.

Как быть с ассортиментом

Магазин при складе занимает 300 кв. м. В нем стоит два десятка терминалов, где можно посмотреть каталог и заказать товар, как в интернет-магазине. В идеале заказ можно получить через пять минут (ждать, пока его комплектуют, удобно — в зале стоят кресла). Но это относится лишь к позициям, находящимся на этом складе. Если же речь идет об остальных 90 тыс. товаров, которые включены в ассортимент Wikimart, то их привезут на следующий день.

В магазине восемь примерочных, где до оплаты товара клиент может примерить одежду, обувь и украшения. Это должно привлечь, по расчетам руководителей магазина, женскую аудиторию. Таким образом, Wikimart стремится улучшить качество обслуживания клиентов, предоставив им сочетание преимуществ онлайн– и офлайн-торговли.

К тому же, как показали недавние исследования поведения потребителей, покупатели нуждаются в социализации процесса покупки, которую невозможно осуществить, сидя один на один с компьютером. При этом в отличие от традиционного шопинга покупки в торговом центре Wikimart не требуют больших затрат времени и энергии. Поиск товара происходит в привычном для современных любителей гаджетов формате — без рыскания по полкам и закоулкам обычных торговых центров. Да еще у них сохраняется иллюзия, что в обычных магазинах их ждет ограниченный выбор, а здесь — доступ к необъятному товарному разнообразию.

Собственно, вопрос этого самого товарного разнообразия представляется наиболее сложным для успешного функционирования модели магазина-склада, ведь экономика бизнеса требует, чтобы на складе хранился самый востребованный и ходовой ассортимент. На памяти у всего рынка — свежий печальный опыт известного онлайн-магазина Enter, имевшего во многих местах своего присутствия большие красивые шоу-румы, которые могли порадовать покупателя немедленной покупкой разве что батареек и наушников. В начале нынешнего года компанию стали банкротить поставщики, и первым шагом к стабилизации финансового положения Enter был отказ от части подобных помещений.

Впрочем, Андрей Кленин предпочитает ссылаться на опыт крупнейшего российского интернет-магазина «Юлмарта», успешно сочетающего, по его словам, онлайн-торговлю с офлайном. Действительно, в системе логистических мощностей «Юлмарта» действуют пригородные и городские центры исполнения заказов. В городских, приближенных к покупателю, хранятся наиболее популярные предложения — около 120 тыс. наименований. И здесь клиент может через электронную витрину увидеть, есть ли нужный ему товар в центре, заказать его и получить практически сразу. Но при этом в «Юлмарте» пока еще только планируют включать в ассортимент одежду и обувь, а также ювелирные украшения, то есть категории, уже присутствующие в Wikimart, что в компании считают на данный момент своим сильным конкурентным преимуществом. Однако именно эти категории товаров наиболее сложны в работе с ассортиментом.

И пока женщины, на которых нацелился Wikimart со своим новым форматом торговли и которые хотели бы встретить осенний сезон во всеоружии, могут рассчитывать здесь лишь на покупку школьной формы для ребенка — безусловно, ходового товара. Но вот самим приодеться — купить джемперок или элегантное пальто, чтобы проводить ребенка в первый класс, у мамаш не получится — не завезли.

Источник: http://expert.ru/

Похожие публикации

Еще нет никаких комментариев.

Оставьте отзыв

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

*